Пятница, 03.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ
Философия денег
 
 
Деньги - это уникальное изобретение человечества. Оно настолько гениально, что у автора сайта нет сомнений, что в этом изобретении не обошлось без помощи Самого Господа Бога.

Наверное, с самого начала цивилизации, люди поняли необходимость кооперации, то есть, сотрудничества друг с другом, а также связанного с ним необходимого обмена материальными и прочими ценностями. Так обладатель двух мамонтовых шкур поменял одну из них /зачем ему две?/ на глиняный горшок у того, у кого было несколько таких горшков, но зато не было шкуры мамонта. Само гениальное изобретение состояло, собственно, в том, чтобы придумать или найти эквивалент шкуры, чтобы не таскать ее с собой постоянно /она же большая и тяжелая!/, но всегда иметь возможность обменять этот эквивалент на необходимую в хозяйстве вещь. Так и появились деньги.
Они в свою очередь естественно стимулировали развитие специализации в труде и различные ремесла. И человеку уже не нужно было быть охотником на мамонта, чтобы прокормить себя и семью. С помощью денег он мог купить все необходимое для жизни, сам при этом занимаясь каким либо иным видом деятельности или интеллектуальным трудом. Так деньги стимулировали развитие цивилизации.

Однако, отношение человека к деньгам всегда было сложным. С одной стороны, всегда хотелось иметь их больше, чтобы обеспечить себе более комфортное существование. С другой стороны, это естественное желание неизбежно подталкивало человека ко всяким нехорошим последствиям, таким как страсть к наживе и стремление получить деньги наиболее простым, а часто и незаконным путем. Вокруг денег возник немалый ажиотаж, да еще и такой, что многие двуногие существа сделали добычу денег смыслом всего своего жизненного существования, фактически, своим богом. Люди стали воровать и грабить друг друга, а нередко и убивать, чтобы завладеть деньгами другого и стать более сильными, влиятельными и успешными.

Таким образом, деньги приносят власть, деньги приносят известность, богатство и силу, поэтому они являются большим искушением для человека. В силу этого различные религии выступили с осуждением такого неправедного отношения к деньгам, а некоторые радикальные течения - и вовсе стали учить, что деньги - зло. Одна крайность /деньги способны рождать зло/ сменила другую /их нужно ненавидеть/.

Поэтому ненависть или более мягкая ее форма - пренебрежение к деньгам - получила распространение и стала свойственно многим людям. Деньгам приписывали бездуховность. Люди, у которых было много денег, стали объектами зависти и ненависти. В определенные времена и в некоторых странах таких людей стали преследовать и насильственно раскулачивать, экспроприируя, то есть, отбирая у них деньги в общественное достояние. Такие люди оказались вне закона и в общественном поругании.

Такое отношение привело ко всеобщей бедности. Люди перестали уметь зарабатывать деньги, а само это умение оказалось в поругании. Возник замкнутый круг - бедность является проклятием, но и умение зарабатывать деньги оказалось общественно порицаемым злом. Ведь невозможно заработать хорошие деньги, ненавидя их или относясь к ним с пренебрежением.

С другой стороны, любовь к деньгам рождает все то зло, о котором было написано выше. Так как же нужно относиться к деньгам, чтобы успешно пройти между Сциллой и Харибдой - бедностью, связанной с пренебрежением к деньгам и любовью к наживе, приводящей ко злу?

Автору доводилось встречать на своем пути людей, которые любили деньги, но любили их не до алчности, а совершенно иначе. Они были готовы всегда помочь ближнему и сами деньги словно бы платили им взаимностью и охотно "прилипали" к таким людям.
Александр Грайцер
 
 
 
 
Айн Рэнд "Атлант расправил плечи" /Отрывок из книги/

Сами по себе деньги -- лишь средство обмена, существование их невозможно вне производства товаров и людей, умеющих производить. Деньги придают вес и форму основному принципу: люди, желающие иметь дело друг с другом, должны общаться посредством обмена, давая взамен одной ценности другую. В руках бездельников и нищих, слезами вымаливающих плоды вашего труда, или бандитов, отнимающих их у вас силой, деньги теряют смысл, перестают быть средством обмена.

Деньги стали возможны благодаря людям, умеющим производить. Видимо, они, по-вашему, источник всех бед?
В тот момент, когда вы принимаете деньги в качестве оплаты за свой труд, вы делаете это с условием, что сможете обменять их на результаты труда других людей.

Ценностью Деньги наполняют не нищие или бандиты. Целый океан слез и все оружие в мире не смогут превратить листы бумаги в вашем кошельке - в хлеб, который необходим вам, чтобы жить. Но эти листы бумаги, которые когда-то подменили полновесное золото, -- символ доверия, символ вашего права на часть жизни людей, умеющих производить. Ваш бумажник -- это утверждение, что вокруг вас в этом мире есть люди, которые согласны с этим моральным принципом, потому что он лежит в основе денег. Видимо, это,по-вашему, корень зла?

Вы никогда не задумывались, что является источником благ? Взгляните на электростанцию и попробуйте представить, что она была создана мышцами и кулаками не умеющих мыслить дикарей. Попробуйте вырастить пшеницу без знаний, накопленных и переданных вам далекими предшественниками, которые первыми сумели окультурить злаки! Попробуйте добыть себе пропитание, не прилагая ничего, кроме физических усилий, и вы очень быстро осознаете, что только человеческий разум является источником всех произведенных на земле благ, источником всех богатств.

Но вы утверждаете, что деньги созданы сильными за счет слабых? О какой силе вы говорите? Очевидно, что это' не сила кулаков или оружия. Богатство-- это результат умения человека мыслить. В противном случае получается, что деньги созданы изобретателем двигателя за счет тех, кто не умеет изобретать. Получается, что деньги придуманы умным за счет дураков? Тем, кто может, за счет тех, кто не может? Движущимися к цели за счет бездельников?

Прежде чем деньги можно будет отнять или выпросить, они должны быть созданы трудом честного человека в соответствии с его возможностями. Честным я называю того, кто осознает, что не имеет права потреблять больше, чем производит. Товарообмен посредством денег -- вот закон чести людей доброй воли.

В основе денег лежит аксиома, что каждый человек -- единоличный и полновластный господин своего разума, своего тела и своего труда.

Именно деньги лишают силу права оценивать труд или диктовать на него цену, оставляя место лишь свободному выбору людей, желающих обмениваться с вами плодамисвоего труда.

Именно деньги позволяют вам получить в награду за свой труд и его результаты то, что они значат для тех, кто их покупает, но ни центом больше.

Деньги не признают иных сделок, кроме как совершаемых сторонами без принуждения и со взаимной выгодой. Деньги требуют от вас признания факта,что люди трудятся во имя собственного блага, но не во имя собственного страдания, во имя приобретения, но не во имя потери, признания факта, что люди - не мулы, рожденные, чтобы влачить бремя собственного несчастья, -- что вы должны предлагать им блага, а не гноящиеся раны, что естественными взаимоотношениями среди людей является обмен товарами, а не страданиями.

Деньги требуют от вас продавать не свою слабость - людской глупости, но свой талант - их разуму. Деньги позволяют приобретать не худшие из предложенных вам товаров, а лучшее из того, что позволяют ваши средства. И там, где люди могут свободно вступать в торговые взаимоотношения, где верховным судьей является разум, а не кулаки, выигрывает наилучший товар, наилучшая организация труда, побеждает человек с наивысшим развитием и рациональностью суждений, там уровень созидательное™ человека превращается в уровень его возрождения. Это моральный кодекс тех, для кого деньги являются средством исимволом жизни. Видимо, это, по-вашему, источник всех бед?

Но сами по себе деньги -- лишь средство. Они приведут вас к любой цели,но не заменят вас у штурвала. Деньги удовлетворят ваши стремления и желания, но не заменят вам цель и мечту. Деньги -- бич для тех, кто пытается перевернуть с ног на голову закон причин и следствий, для тех, кто жаждет подменить разум кражей достижений разума. Деньги не купят счастья тому, кто сам не знает, чего хочет. Деньги не построят систему ценностей тому, кто боится знания цены; они не укажут цель тому, кто выбирает свой путь с закрытыми глазами. Деньги не купят ум дураку, почет -- подлецу, уважение -- профану.

Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже. Интеллигенты очень быстро отвернутся от вас, в то время как мошенники и воры столпятся вокруг, ведомые беспристрастным законом причин и следствий: человек не может быть меньше, чем его деньги, иначе они его раздавят. Видимо, это, по-вашему, корень зла?

Унаследовать богатство достоин лишь тот человек, который способен сам создать его, независимо от того, начинает он с нуля или нет, и который поэтому не нуждается в богатстве. Деньги будут служить наследнику, если он будет сильнее, чем они, в противном случае они его уничтожат. И вы, увидев это, закричите, что деньги развратили его. Они ли? Не он ли сам развратил свои деньги?

Бессмысленно завидовать никчемному наследнику; его богатство --не ваше, и вы не сможете извлечь из него пользы. Бессмысленно мечтать или требовать, чтобы его наследство было разделено с вами, -- в реальном мире порождение пятидесяти паразитов вместо одного не сможет вернуть жизнь тому символу, которым был капитал, созданный гением. Деньги -- живая сила, они задыхаются без корней. Деньги не будут служить разуму, который не достоин их силы. Видимо, поэтому вы ненавидите деньги?

Деньги -- еще и средство вашего выживания. Приговор, который вы вынесете источнику собственного благополучия, будет приговором вашей собственной жизни. Оскверняя этот источник, вы предаете собственное существование.

Вы получаете деньги обманом? Потворствуя людским порокам или глупости? Любезничая с глупцами в надежде получить больше, чем позволяют ваши истинные способности? Поступаясь своими принципами? Выполняя работу, которую ненавидите, для тех, кого презираете? Если так, эти деньги никогда не принесут вам ни одного мгновения радости. Все, что вы на них купите, обернется для вас позором, а недостижением. И тогда вы в ужасе закричите, что деньги отвратительны и порочны. Отвратительны потому, что не стали источником вашего самоуважения. Порочны потому, что позволили вам насладиться собственной развращенностью. Видимо, поэтому вы ненавидите деньги?

Деньги всегда останутся лишь следствием, они никогда не заменят вас как причину. Деньги -- продукт нравственности, но они не сделают вас нравственными, не исправят ваши пороки, не искупят ваши грехи. Деньги не дадут вам того, чего вы не заслуживаете, -- ни в материальном мире, ни в духовном. Видимо, поэтому вы ненавидите деньги?

Но может быть, вы считаете, что не сами деньги, а любовь к ним --источник всех бед и корень зла? Любить что-либо значит понимать и принимать природу этого. Любить деньги значит понимать и принимать тот факт, что именно они пробуждают в вас лучшие силы, стремления и желание обменять свои достижения на достижения лучших из людей.

Человек, который кричит изо всех сил о своем презрении к деньгам, но в то же время готов продать душу за пять центов, ненавидит деньги. Человек, который готов ради них трудиться, любит деньги. Сказать вам, как разобраться, откуда у них деньги? Человек, проклинающий деньги, получил их нечестно, человек, уважающий деньги, заслужил их. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги -- зло. Эти слова -- колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита. С тех пор как люди живут на земле, средством общения для них были деньги, и заменить их в качестве такого средства может только дуло автомата.

Но деньги, если вы все-таки решитесь создавать или сохранять их ,потребуют от вас высочайших способностей. Те, в ком нет мужества, гордости и самолюбия, те, кто не чувствует своего морального права на собственные деньги и поэтому не собирается защищать их так, как защищают свою жизнь, те, кто готов извиниться за свое богатство, -- все они не сохранят свой капитал. Они -- естественный корм для бесчисленных свор бандитов, всегда таящихся в тени где-то поблизости и мгновенно бросающихся вперед при первом же легком запахе падали -- человека, который умоляет простить его за то, что у него много денег.

Бандиты немедленно постараются освободить его от чувства вины-- и от жизни, если он будет с чем-то не согласен. Очень скоро вы увидите, как они расплодятся -- люди с двойной моралью,-- те, кто живет за счет силы, но питается из рук тех, кто живет торговлей. Бандиты не сомневаются, что люди, умеющие производить, наполнят их награбленные деньги ценностью. В моральном обществе они -- уголовники, и законы этого общества направлены на то, чтобы защитить вас от них. Но когда общество говорит "да" бандитизму, уголовники становятся авторитетами морали, преступниками по праву, которые видят, что грабить беззащитных людей абсолютно безопасно, потому что есть закон, обезоруживающий последних, --тогда деньги превращаются в мстителя для тех, кто их создал. Но добыча уголовников становится приманкой для бандитов следующего уровня, которые, в свою очередь, опираясь на ту же мораль, отнимут у них награбленное. И начинается гонка, но не тех, кто создает самое лучшее, а тех, кто превосходит остальных в жестокости.

Когда насилие является нормой, убийца легко одержит верх над карманником, и общество погибнет во всеобщей бойне. Хотите знать, насколько близок этот день? Обратите внимание на деньги. Деньги -- барометр состояния общества. Если вы видите, что взаимоотношения в обществе осуществляются не на основе добровольного согласия сторон, а на основе принуждения; если вы видите, что для того, чтобы производить, требуется разрешение тех, кто ничего никогда не производил; если вы видите, что деньги текут рекой не к тем, кто создает блага, но к тем, кто создает связи; если вы видите, что те, кто трудится, становятся с каждым днем беднее, а вымогатели и воры -- богаче, а законы не защищают первых от последних, но защищают последних от первых; если вы видите, что честность и принципиальность равносильны самоубийству, а коррупция процветает, --знайте: это общество на краю пропасти.

Деньги -- слишком благородный посредник, чтобы вступать в спор с автоматом, чтобы заключать сделки с жестокостью и порочностью. Именно деньги не позволят стране существовать, если в ней идея собственности смешалась с идеей награбленного. В какое бы время среди людей ни появлялись разрушители, они начинали с уничтожения денег, поскольку именно деньги являются защитой от произвола, основой моральной устойчивости общества. Разрушители первым делом изымают у населения золото, подменяя его кучей бумаги, не имеющей объективной ценности. Этим они уничтожают свободную систему ценностей и бросают людей впучину беззакония, на милость тех, кто считает себя вправе устанавливать ценности.

Золото -- это объективная ценность, эквивалент создаваемых благ. Бумажные деньги -- это отражение богатства, которого еще нет, они существуют только благодаря оружию, направленному на тех, от кого требуют создать во имя отражения сам предмет. Бумажные деньги -- это чек, выписанный вам ворамив законе на счет, который им не принадлежит: на достоинство своих жертв. Но наступит день, когда чек вернется к ним обратно со штампом: счет исчерпан!

Если вы провозгласили источник своего существования злом, не рассчитывайте, что люди останутся добрыми. Не рассчитывайте, что они будут моральны и согласятся пожертвовать собой, чтобы накормить тех, кто аморален. Не рассчитывайте, что они будут производить, в то время как производство наказывается, а бандитизм вознаграждается. Не спрашивайте: "Кто разрушаетэтот мир?" Вы его разрушаете. Вы живете в век самых высоких достижений человечества, в век самой продуктивной цивилизации за всю ее историю, проклинаете деньги --кровеносную систему этой цивилизации и при этом удивляетесь: "Почему вокруг все рушится?"

Вы смотрите на деньги так, как до вас смотрели на них дикари, и при этом поражаетесь: "Почему джунгли подступают к окраинам наших городов?" В течение всей истории человечества деньги оставались в руках бандитов, тайных или явных, названия их менялись, методы и цели оставались неизменными: отнять блага силой и не позволять производителям встать с колен-- держать их униженными, оскорбленными, опозоренными.

Ваша фраза о том, что деньги -- источник всех бед, уходит корнями в те времена, когда богатство создавалось трудом рабов, которые веками повторяли одни и те же движения, когда-то открытые чьим-то умом. В те времена, когда производство благ управлялось насилием, а богатство приобреталось только завоеваниями, завоевывать, по существу, было почти нечего. Но несмотря на века полуголодного, бесправного существования, люди прославляют викингов, рыцарей, робингудов как аристократов меча, аристократов рода, аристократов чести и презирают производителей, называя их лавочниками, дельцами, капиталистами.

К чести человечества, в его истории один-единственный раз всеже существовала страна денег, и у меня нет иной возможности отдать Америке более высокую дань признательности, чем сказать: это была страна разума, справедливости, свободы, творческих и производственных достижений. Впервые в истории человеческий разум и деньги были объявлены неприкосновенными, здесь не осталось места для богатства, отнятого силой, здесь создали условия для накопления капитала собственным трудом, здесь не осталось места для бандитов и рабов, здесь впервые появился человек, действительно создающий блага, величайший труженик, самый благородный тип человека -- человек, сделавший самого себя, -- американский капиталист. Вы спросите, что является самым ярким достижением американцев?

Я считаю этим то, что люди этой страны придумали выражение "делать деньги". Ни в одном языке мира, ни у одного народа не было такого словосочетания. Испокон веков люди считали богатство статичным -- его можно было отнять,унаследовать, выпросить, поделить, подарить. Американцы стали первыми, кто осознал, что богатство должно быть сделано. Выражение "делать деньги" стало основой новой морали этой части человечества. Но именно за эти слова вырождающиеся культуры прочих континентов ненавидят Америку.

Усвоив кредо бандитов, вы считаете постыдным величайшее достижение своей культуры; вы относитесь к вашим национальным героям, американским промышленникам, как к грабителям и подлецам; а к вашим великолепным заводам -- как к творению сугубо физического труда, труда рабов, подбадриваемых кнутом, наподобие египетских пирамид. Негодяй, утверждающий, что не видит разницы между силой доллара и силой кнута, должен почувствовать разницу на собственной шкуре -- и надеюсь, так и будет. Пока вы не поймете, что деньги -- корень добра, вы будете разрушать себя. Когда деньги перестают быть инструментом отношений между людьми, таким инструментом становятся сами люди -- в руках других людей. Кровь, кнут, оружие -- или доллар. Делайте выбор! Другого не дано! И времени на раздумье почти не осталось.
Форма входа
Поиск
Теория объединения
Про нас
НАША РАССЫЛКА
Нажмите, чтоб подписаться Рассылка 'Человек и религия в современном мире'
Поделиться
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наши проекты
Наш опрос
Что Вы думаете о Боге?
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0