Начало книги
Одна наука или экономика не в силах защитить природу. Надо обращаться к другим ценностям.
Религиозные мифы, символы и образы для многих людей являются главным средством при определении добра и зла, при мотивировании тех или иных поступков, решении личных и общественных проблем. Если мы желаем защитить природу, мы не можем избежать религии. Вера, сама по себе, может свернуть горы.
Религия и церкви считаются одними из основных институтов, формирующих общественное мнение. Они являются источниками многих наших ценностей и оказывают решающее влияние на человеческие действия. Религия, наравне с экологией и философией, один из источников экологической этики. Язык религии ближе всего к языку нравственности.
Так как между различными религиями существуют различные метафизические, этические, антропологические и социальные различия, то синтез ключевых концепций и положений, касающихся сохранения природы, взятых из всех религий, может стать основой новой действенной экологической идеологии и философии.
Церковь всегда была главным хранителем этики. Большинство людей черпали свои представления и добре и зле из одной или другой религии. Церковь сделает большую услугу экологии, если по-настоящему заинтересуется вопросами природоохраны. Тем более, что ценности, заложенные в религиях, являются фундаментальными в процессах динамики культуры и социальных изменений. Например: для древнего грека, американского индейца и индийского буддиста идея прав природы имеет большое значение. Во всех религиях имеются россыпи экологической мудрости. Мировые и локальные религии, каждая по-своему, предлагают уникальный набор моральных ценностей и экологических правил. Религии также санкционируют и предлагают суровые наказания, вроде ада тем, кто не обращается с божьими созданиями с уважением. С позиций многих религий злоупотребление природой с целью немедленной наживы несправедливо, аморально и неэтично.
Простые люди часто делают то, что оправдано с позиций их религиозных верований. Поэтому для глобальной охраны природы, как справедливо считает американский экофилософ Б. Кэлликотт, крайне важно выделить экологическую этику из многих религий, сформировать ее с позиций различных священных текстов. Причем, здесь важны не только базовые тексты Библии, Корана, Талмуда и т.п., но и другие религиозные источники: апокрифы, писания различных святых, размышления современных теологов, народные религиозные верования. Важное значение имеет также экофилософская интерпретация этих источников.
Религия может разбудить в людях сознание, отличное от материалистического. Религия помогает осознать, что контроль человека над живым и неживым миром не безграничен. Религия внушает идею, что человеческую жизнь нельзя мерить материальными благами и цель жизни не заключается в максимальном потреблении. Религиозные убеждения являются действенной мотивацией для активного участия в программах, направленных на охрану природы.
Религиозный импульс, по-видимому, очень глубоко укоренен в человеке, чтобы быть выкорчеванным атеизмом. Лауреат Нобелевской премии молекулярный биолог Жак Моно сказал по этому поводу, что способность к религиозному опыту и стремление к религиозному объяснению является той же самой силой, которая сформировала нашу кисть руки — естественным отбором (Вarlow, 1996). Стремление к религиозному объяснению мира имеет сильный генетический компонент.
Прямо и косвенно религия может быть мощным источником природоохраны. Поэтому нам нужна такая экологическая концепция, которая не игнорировала бы мощное влияние религии, а наоборот, черпала бы из нее все ценное...
|