Пятница, 03.05.2024, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ
Главная » Файлы » Защита окружающей среды

В.Е. Борейко. Экологическая теология
[ Скачать с сервера (462.5 Kb) ] 08.11.2009, 19:45
Начало книги
 
Од­на на­у­ка или эко­но­ми­ка не в си­лах за­щи­тить при­ро­ду. На­до обра­щать­ся к дру­гим цен­нос­тям.
 
Ре­ли­ги­оз­ные ми­фы, сим­во­лы и обра­зы для мно­гих лю­дей явля­ют­ся глав­ным сред­с­т­вом при опре­де­ле­нии доб­ра и зла, при мо­ти­ви­ро­ва­нии тех или иных пос­туп­ков, ре­ше­нии лич­ных и общес­т­вен­ных проб­лем. Если мы же­ла­ем за­щи­тить при­ро­ду, мы не мо­жем избе­жать ре­ли­гии. Ве­ра, са­ма по се­бе, мо­жет свер­нуть го­ры.
 
Ре­ли­гия и цер­к­ви счи­та­ют­ся одни­ми из основ­ных инсти­ту­тов, фор­ми­ру­ю­щих общес­т­вен­ное мне­ние. Они явля­ют­ся источ­ни­ка­ми мно­гих на­ших цен­нос­тей и ока­зы­ва­ют ре­ша­ю­щее вли­я­ние на че­ло­ве­чес­кие дей­с­т­вия. Ре­ли­гия, на­рав­не с эко­ло­ги­ей и фи­ло­со­фи­ей, один из источ­ни­ков эко­ло­ги­чес­кой эти­ки. Язык ре­ли­гии бли­же все­го к язы­ку нрав­с­т­вен­нос­ти.
 
Так как меж­ду раз­лич­ны­ми ре­ли­ги­я­ми су­щес­т­ву­ют раз­лич­ные ме­та­фи­зи­чес­кие, эти­чес­кие, антро­по­ло­ги­чес­кие и со­ци­аль­ные раз­ли­чия, то син­тез клю­че­вых кон­цеп­ций и по­ло­же­ний, ка­са­ю­щих­ся сох­ра­не­ния при­ро­ды, взя­тых из всех ре­ли­гий, мо­жет стать осно­вой но­вой дей­с­т­вен­ной эко­ло­ги­чес­кой иде­о­ло­гии и фи­ло­со­фии.
 
Цер­ковь всег­да бы­ла глав­ным хра­ни­те­лем эти­ки. Боль­шин­с­т­во лю­дей чер­па­ли свои пред­с­тав­ле­ния и доб­ре и зле из одной или дру­гой ре­ли­гии. Цер­ковь сде­ла­ет боль­шую услу­гу эко­ло­гии, если по-нас­то­я­ще­му за­ин­те­ре­су­ет­ся воп­ро­са­ми при­ро­до­ох­ра­ны. Тем бо­лее, что цен­нос­ти, за­ло­жен­ные в ре­ли­ги­ях, явля­ют­ся фун­да­мен­таль­ны­ми в про­цес­сах ди­на­ми­ки куль­ту­ры и со­ци­аль­ных изме­не­ний. Нап­ри­мер: для древ­не­го гре­ка, аме­ри­кан­с­ко­го индей­ца и индий­с­ко­го буд­дис­та идея прав при­ро­ды име­ет боль­шое зна­че­ние. Во всех ре­ли­ги­ях име­ют­ся рос­сы­пи эко­ло­ги­чес­кой муд­рос­ти. Ми­ро­вые и ло­каль­ные ре­ли­гии, каж­дая по-сво­е­му, пред­ла­га­ют уни­каль­ный на­бор мо­раль­ных цен­нос­тей и эко­ло­ги­чес­ких пра­вил. Ре­ли­гии так­же сан­к­ци­о­ни­ру­ют и пред­ла­га­ют су­ро­вые на­ка­за­ния, вро­де ада тем, кто не обра­ща­ет­ся с бо­жьи­ми соз­да­ни­я­ми с ува­же­ни­ем. С по­зи­ций мно­гих ре­ли­гий зло­у­пот­реб­ле­ние при­ро­дой с це­лью не­мед­лен­ной на­жи­вы нес­п­ра­вед­ли­во, амо­раль­но и не­э­тич­но.
 
Прос­тые лю­ди час­то де­ла­ют то, что оправ­да­но с по­зи­ций их ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний. По­э­то­му для гло­баль­ной охра­ны при­ро­ды, как спра­вед­ли­во счи­та­ет аме­ри­кан­с­кий эко­фи­ло­соф Б. Кэл­ли­котт, край­не важ­но вы­де­лить эко­ло­ги­чес­кую эти­ку из мно­гих ре­ли­гий, сфор­ми­ро­вать ее с по­зи­ций раз­лич­ных свя­щен­ных текс­тов. При­чем, здесь важ­ны не толь­ко ба­зо­вые тек­с­ты Биб­лии, Ко­ра­на, Талмуда и т.п., но и дру­гие ре­ли­ги­оз­ные источ­ни­ки: апок­ри­фы, пи­са­ния раз­лич­ных святых, раз­мыш­ле­ния сов­ре­мен­ных те­о­ло­гов, на­род­ные ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния. Важ­ное зна­че­ние име­ет так­же эко­фи­ло­соф­с­кая интер­п­ре­та­ция этих источ­ни­ков.
 
Ре­ли­гия мо­жет раз­бу­дить в лю­дях соз­на­ние, отлич­ное от ма­те­ри­а­лис­ти­чес­ко­го. Ре­ли­гия по­мо­га­ет осоз­нать, что кон­т­роль че­ло­ве­ка над жи­вым и не­жи­вым ми­ром не без­г­ра­ни­чен. Ре­ли­гия вну­ша­ет идею, что че­ло­ве­чес­кую жизнь нель­зя ме­рить ма­те­ри­аль­ны­ми бла­га­ми и цель жиз­ни не зак­лю­ча­ет­ся в мак­си­маль­ном пот­реб­ле­нии. Ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния явля­ют­ся дей­с­т­вен­ной мо­ти­ва­ци­ей для актив­но­го учас­тия в прог­рам­мах, нап­рав­лен­ных на охра­ну при­ро­ды.
 
Ре­ли­ги­оз­ный импульс, по-ви­ди­мо­му, очень глу­бо­ко уко­ре­нен в че­ло­ве­ке, что­бы быть вы­кор­че­ван­ным ате­из­мом. Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­с­кой пре­мии мо­ле­ку­ляр­ный би­о­лог Жак Мо­но ска­зал по это­му по­во­ду, что спо­соб­ность к ре­ли­ги­оз­но­му опы­ту и стрем­ле­ние к ре­ли­ги­оз­но­му объяс­не­нию явля­ет­ся той же са­мой си­лой, ко­то­рая сфор­ми­ро­ва­ла на­шу кисть ру­ки — естес­т­вен­ным отбо­ром (Вarlow, 1996). Стремле­ние к ре­ли­ги­оз­но­му объяс­не­нию ми­ра име­ет силь­ный ге­не­ти­чес­кий ком­по­нент.
 
Пря­мо и кос­вен­но ре­ли­гия мо­жет быть мощ­ным источ­ни­ком при­ро­до­ох­ра­ны. По­э­то­му нам нуж­на та­кая эко­ло­ги­чес­кая кон­цеп­ция, ко­то­рая не игно­ри­ро­ва­ла бы мощ­ное вли­я­ние ре­ли­гии, а на­о­бо­рот, чер­па­ла бы из нее все цен­ное...
Категория: Защита окружающей среды | Добавил: Putnic
Просмотров: 1221 | Загрузок: 298 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Теория объединения
Про нас
НАША РАССЫЛКА
Нажмите, чтоб подписаться Рассылка 'Человек и религия в современном мире'
Поделиться
Категории раздела
Сотрудничество и взаимопроникновение религий [2]
Наука, как способ выработки единой картины мира [0]
Защита окружающей среды [2]
Объединяющая сила искусства [0]
Общественные мировоззренческие движения [0]
Демократия [0]
Синергия [0]
На стыке науки, искусства и религии [3]
Личности, влияющие на мир [2]
Наши проекты
Наш опрос
Что Вы думаете о Боге?
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0